1. Приложение к приказу МКУ УО НР от 3 марта 2017 года № 1-34
Информационно-аналитические материалы для разъяснения как правильно пользоваться информацией в социальных сетях
(подготовлены Министерством связи и информационных технологий
Республики Саха (Якутия))
Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любых возрастов без доступа к интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации и во многом упростил нашу жизнь. Интернет-магазины позволяют совершать покупки, не выходя их дома, он-лайн трансляции заменили нам телевизор, новости и прогноз погоды обновляются каждую минуту. Но есть еще один важный фактор, из-за которого школьники липнут к экранам монитора сутками - социальные сети.
Что такое социальная сеть
Классическое определение социальной сети звучит так - социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними.
В качестве узлов выступают люди или организации, а в качестве связей - их взаимоотношения. Первые социальные сети в интернете появились в конце прошлого века, но применить к ним определение, существовавшее уже в 50-х годах XX века, ученые и социологи догадались лишь несколько лет назад. По большому счету, социальная сеть в интернете - это набор программных средств, позволяющий участникам проекта реализовывать социальные связи и взаимодействовать на их основе.
Как это работает
Существенным отличием социальных сетей от других типов интернет- ресурсов (не считая форумов и блогов) является то, что их содержимое (контент) создают рядовые пользователи проекта, то есть мы с вами. Мы заполняем формы при регистрации, мы указываем данные о хобби и увлечениях, делимся информацией о собственных политических и жизненных взглядах, создаем группы по интересам. По мнению некоторых экспертов, обладание огромными массивами демографических данных разработчиками и владельцами подобных ресурсов с возможностью их использования и продажи делает социальные сети привлекательным инструментом для ведения бизнеса.
Интересно то, что социальная сеть, позиционируемая как виртуальная или онлайновая структура, в большинстве своем базируется на реальных связях между людьми. Эти связи строятся по определенным признакам, все зависит от степени свободы пользователя в рамках того или иного ресурса, его предпочтений, 2 Андреева Н И., 424532 направленности самой сети (для студентов, любителей рыбалки, топ-менеджеров, одноклассников, сотрудников корпорации), а также аудитории.
Социальные сети зачастую используют связи, которые индивид получил только благодаря стечению обстоятельств (в отдельных случаях - даже вопреки своему желанию) - учился с теми или иными людьми в школе, университете, работал в одной компании.
Нужно отметить, что концепция соцсетей подразумевает не только восстановление утраченных связей между отдельными индивидами, но и построение новых, куда более "масштабных" (по желанию, конечно). К примеру, я зарегистрировался на таком-то ресурсе и нашел несколько человек, с которыми когда-то учился в школе, университете. Предложил им дружбу, они ответили взаимностью - связь восстановлена. В свою очередь, у меня появляется возможность "подружиться" со знакомыми моего друга. Таким образом, между абсолютно чужими людьми устанавливаются виртуальная связь, хотя в жизни этого могло никогда не произойти. Нередко случается так, что установление тех или иных связей посредством друзей, соседей, коллег и просто знакомых делается заведомо с корыстной целью - для получения работы, общения на определенные темы, близких отношений. Социологи утверждают, что большое количество американских пользователей дни напролет просиживает в социальных сетях лишь для того, чтобы обрести влиятельных знакомых. Более подробно эти аспекты мы обсудим позже.
Несколько лет назад, когда появилась одна из первых социальных сетей, это вызывало настоящий ажиотаж. Каждый стремился скорее создать свой аккаунт и увеличить количество друзей. Как того и следовало ожидать, со временем возникла проблема зависимости молодежи от социальной сети.
Изначальным предназначением социальных сетей было объединение людей. Благодаря им появилась возможность поддерживать связь на расстоянии. Многие отыскали своих родственников, одноклассников, друзей детства. Возможность переписываться в сети значительно экономит средства на мобильном счете, в особенности, если пакет услуг интернета безлимитный, ведь вам не придется звонить в другую страну. Удобно решать вопросы быстро, к тому же можно переписываться сразу с несколькими людьми одновременно.
Положительной чертой социальных сетей стала возможность создания групп по интересам. Каждый сможет найти то, что ему по душе, начиная от официальных групп любимых исполнителей, заканчивая обсуждением тропических бабочек или модных новинок. Удобны такие группы для студенческой молодежи, ведь благодаря им всегда можно узнать новости университета, расписание или задания по предметам.
А с другой стороны во многом именно эта функция вызвала зависимость у молодежи. Одно время даже был настоящий «бум» на вступления в группы. В большинстве случаев все приглашения оказывались рекламой, в лучшем случае каких-либо товаров, а в худшем порно-сайтов. По большому счету достаточно поставить фильтр на приглашения и проблема решится сама собой, но это поможет тем, кто против подобных рассылок. Подростки, которым по различным причинам не хватает родительской опеки, предоставлены сами себе и первые попадают в зависимость от социальных сетей. Стоит ли говорить, что такое общение в группах не приводит ни к чему хорошему.
Даже ярые противники социальных сетей иногда попадают в зависимость от них. И причиной становится доступ к мультимедийным файлам. Благодаря «социалкам» не приходится тратить время на поиск нового фильма или услышанной по радио песне, потому что все это наверняка уже есть на чьей-нибудь странице. А пока клип грузится, вы начинаете просматривать картинки, фотографии, а потом и вовсе забываете, зачем собственно зашли. Так вы постепенно начинаете «зависать» в интернете без надобности.
Социальные сети, такие как «Фэйсбук», «В Контакте», «Твиттер», позволяют быть в курсе большинства событий, происходящих в жизни ваших «друзей», знаменитостей. Вывешенные в альбомах фотографии с прошедшего дня рождения, удачной поездки, фотосессии, красноречивые статусы — все это может оказаться ложью, если только их разместил не ваш реальный знакомый. Но любопытство берет верх - и вы засиживаетесь допоздна, стараясь не упустить новостей и постепенно впадаете в зависимость. Чем это чревато? Отрешением от внешнего мира, восприятием людей исключительно по профилям в социальных сетях и попросту потраченным временем, которое можно было провести вместе с реальными друзьями, узнать, как у них дела не по статусам, а посредством общения.
Зависимость также вызывают флэш-приложения. Особенно часто ей страдают люди, которым любые компьютерные игры заменяют все остальное. Проблемой в этом случае так же является выкачка денег. Покупка бонусных средств, переход на новый уровень. Охваченный азартом человек не контролирует свои действия и способен вложить за такие бонусы кругленькую сумму денег. Справедливости ради заметим, что они чаще всего родительские и такие траты совершаются, как правило, без их ведома.
Сюда же можно отнести маниакальное желание к повышению рейтинга в сети, чтобы дарить виртуальные подарки, который естественно растет за платные смс-сообщения. А если разобраться, то рейтинг лишь позволяет вам быть выше в списке друзей, и не более того. Неужели ради этого стоит тратиться?
Но ведь в остальном приложения могут быть весьма полезны. Через них можно слушать радио, переводить тексты, проверять скорость передачи данных. Просто поставьте в настройках галочку, отклонять все приглашения для устранения соблазна установить ненужную «флэшку».
Многие молодые люди становятся заложниками виртуального имиджа. В зависимость часто попадают те, кто создал свой идеальный образ, посредством аккаунта. Таким образом, люди стараются самоутвердиться, особенно если в реальности все не так безоблачно, как на страницах их профиля. Как правило, они не стремятся встретиться в жизни, потому что боятся предстать перед людьми такими, как они есть в действительности. Такого рода зависимость чревата психологическими расстройствами, замкнутостью и не желанию выходить на контакт вне сети. В таких случаях необходима помощь психолога.
Даже если нет такой проблемы, необходимо задуматься перед тем, как размещать личную информацию на своей страничке. В наше время социальные сети используют не только для общения, но и для сбора различной информации о человеке. Если же все же хочется указать контактный номер или адрес почтового ящика, закройте страницу от посторонних пользователей.
Помимо домохозяек, менеджеров и студентов, социальные сети привлекают совсем маленьких интернет-пользователей. Известный британский психолог, доктор АрикСигман (AricSigman) считает, что увлечение ресурсами такого рода детей ни к чему хорошему не приводит.
Судя по данным аналитических исследований, сегодня дети и подростки проводят перед экраном компьютера более половины всего своего свободного времени. Оказывается, большинство детей в возрасте от 11 до 15 лет просиживают за ПК по 53 часа в неделю! Более 25% малышей возрастом до 5 лет имеют доступ к компьютерам родителей, старших сестер или братьев.
И даже, несмотря на то, что мальчики и девочки регистрируются на соцресурсах ради общения и поиска друзей, результатом виртуального времяпровождения могут стать одиночество в реальном мире, психические расстройства. Нужно сказать, что эта проблема касается не только отдельных индивидов, но семей в целом.
Результаты проведенного компанией IntemetParadox социального опроса среди 73 семей показывает, что чем чаще члены той или иной семьи используют интернет-ресурсы для общения (в частности, социальные сети), тем чаще им приходится сталкиваться с реальными проблемами коммуникации. Наблюдается резкое снижение активности настоящих, не виртуальных социальных связей между родителями и детьми, супругами. Члены семей начинают чувствовать себя одинокими, встречаются депрессии.
По мнению специалистов, определенную роль в зависимости детей от социальных сетей как площадок для общения и реализации себя в обществе играют следующие факторы: увеличение количества разводов в семьях, чрезмерно длинный рабочий день у родителей, когда совсем не остается времени на семью. В особенности это касается семей, в которых ребенок не имеет ни братьев, ни сестер.
Даже, несмотря на то, что социальные сетевые ресурсы в какой-то мере позволяют удовлетворить потребность молодежи в общении, эти виртуальные миры представляют собой лишь синтетическую альтернативу реальной жизни. Они лишают ребенка возможности переживать настоящие эмоции, сталкиваться со сложностями и побеждать.
Еще один аспект - потенциальная опасность, которой подвергается юный интернет-пользователь, регистрируясь на том или ином соцресурсе. Молодежь, привыкшая изливать на страничках соцсетей душу, рассказывать о своих горестях и достижениях, не всегда трезво осознает, что прочесть все это могут не только друзья и близкие, но и те, кто также ежедневно пользуется услугами социалок и преследует не очень хорошие цели. Именно поэтому родителям прежде всего следует дать детям понять, что есть хорошо, а что плохо, защитить их и научить вести себя грамотно. Впрочем, проблема незащищенности молодежи касается как социальных сетей, так и большинства других типов интернет-ресурсов - чаты, форумы, сайты знакомств.
Зависимость молодежи от популярных социальных сетей — бич современного общества. И следует приложить немало усилий, чтобы побороть эту проблему. Если жизнь порой напоминает известный анекдот: «Зашел в интернет на пять минут - полтора часа прошло», то пора принимать меры и отучать себя от бессмысленного прожигания времени за компьютером. Не превращайте общение в переписку, лучше берите от социальных сетей только полезное и умейте вовремя нажать кнопку «выйти».
2. Используемый материал взят на сайте ИНФОУРОК https://infourok.ru/informacionnaya-bezopasnost-detey-v-seti-internet-1251223.html
Информационная безопасность детей в сети Интернет.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Рассмотрим основные риски действия Интернет-угроз.
Классификация Интернет-угроз
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контакт
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
- Киберзависимости
- Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
- Нарушению нормального развития ребенка
- Неправильному формированию нравственных ценностей
- Знакомству с человеком с недобрыми намерениями
Полный текст можно прочитать здесь /bezopasnost_v_seti_internet.docx